Русские (общая информация)
Май 13, 2013Этноним — русские, ед. ч. русский (муж. род), русская (жен. род). Самоназвание — русские; соотносится с названием восточнославянск
Антропологически
Территория проживания — Российская Федерация (столица — г. Москва). Численность в Российской Федерации — 115 889 107 чел. (2002 г.), 111 020 000 чел. (2010 г.) Русские составляют значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркмении. Крупные диаспоры русских есть в США, Канаде, Бразилии, Германии и других странах.
Этногенез и этническая история. В VI-VII вв. общеславянская народность занимала обширные земли от Адриатического моря на юго-западе до верховьев р. Днепр и оз. Ильмень на северо-востоке. В последующие века славянское этноязыковое единство распадается на три ветви, одна из которых — восточные славяне (древнерусская народность). История русского народа связана с эпохой становления древнерусского государства, когда в IX в. в результате объединения восточнославянс
Русский народ сложился на базе двух основных этнических компонентов: славянского генотипа с языком и культурой восточного славянства, послужившими основой русского языка и русской культуры; угро-финского субстрата, оказавшего определённое влияние на формирование физических черт русских людей, на их традиционные верования. Р. длительное время проживали чересполосно с угро-финскими племенами (весь, мурома, мещера, меря, голядь балтийского происхождения) в Волжско-Окском междуречье.
Перемещение политического центра Руси севернее и северо-восточнее Киева, объединение с к. XIII в. русских земель вокруг Москвы привели к формированию ядра русского этноса и его этнического ареала на территории Восточной Европы. Этот процесс завершается выделением из древнерусской народности русского народа, освоением Поморья (территории, расположенной в бассейнах pp. Северная Двина, Онега, Печора) и земель вплоть до Уральских гор, становлением к нач. XVII в. централизованног
Язык. Письменность. Русский язык — государственный язык Российской Федера-
Ции и родной — русского народа. Принадлежит к наиболее распространённым языкам мира; является средством межнациональног
Становление русского языка охватывает несколько периодов: VII-XIV вв. — древнерусский (восточнославянс
В связи с феодальной раздробленностью
Становление русского языка начинается с XVII в.; в период сложения русской нации этот процесс характеризуется преодолением языковой архаики, стилистической пестроты, литературного двуязычия (сближение литературного языка с разговорным), тенденцией к выработке единых норм. «Печатная» культура сменяет рукописную традицию, литература, письменность становятся светскими, а церковная литература обслуживает сферу религиозной обрядности. В 1708 г. произошло разделение гражданского ицерковнославянск
Создание русского литературного языка с общенациональным
Современный русский язык представлен рядом стилистических, диалектных и др. разновидностей, объединённых фонетической и грамматической системой, базовым словарным составом. Их общим регулятивным механизмом является литературный язык в его письменной и устной формах.
Духовная культура. Духовные доминанты русской культуры сложились исторически; её многовариантност
Рождественско-но
На рубеже XX-XXI вв. в связи с изменениями, произошедшими в общественной жизни страны: устранением запретов, существовавших в советское время, появлением в большом количестве литературы по «белой» и «чёрной» магии и т. д., активно проявляет себя практика договоров — традиционных («присушки», «на измену» и т.д.) и новых, актуальных («заговоры на торговлю»), большое значение приобретают лечебные заговоры. Многие традиционные обряды модернизируются, как и вводятся новые — под воздействием общемировых, в т.ч. глобализационных процессов.
Религия – традиционно — православные, в т. ч. староверы / старообрядцы / «двоедане», хотя число воцерковленных небольшое. Среди Р. есть атеисты, католики, протестанты, мусульмане и др. Православие в византийской традиции утвердилось в Киевской Руси в 988 г., наследовалось Московской Русью и Российской империей в качестве господствующей религии.
Сибирская и Тобольская епархия создана в 1620 г. Введение епархии (некоторое время — митрополии), строительство храмов и монастырей решало многие задачи, в т.ч. миссионерские.
В 1887 г. православными считали себя 70% населения Тобольской губернии. На территории губернии сформировался культ местных чудотворных икон, где наиболее известной и почитаемой является «Абалакская икона Божией Матери» («Богоматерь Знамение Абалацкая»), которая во время гражданской войны оказалась за рубежом. Восстановление православных традиций подтверждается ростом православных приходов на юге Тюменской области (в 2012 г. — ). Кафедральные храмы — Софийский Успенский (в Тобольске) и Знаменский собор (в Тюмени).
Материальная культура. Традиционные поселения — остроги — укреплённые пункты, небольшие крепости, обнесённые оградой из брёвен-кольев; города — административно-
Традиционное жилище в деревне и городе — усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. В северных и центральных р-нах России преобладал сруб, на юге -землянка, наземная постройка с глинобитным полом. Печи длительное время не имели дымоходов и труб. Из камня и кирпича вначале возводились некоторые храмы и крепости, в XV-XVII вв. получили распространение жилые двухэтажные (из кирпича + дерева) дома, принадлежавшие купцам и зажиточным крестьянам.
Типичным жильём крестьян была изба, значительную часть которой занимала печь, напротив (по диагонали) от неё находился чистый передний (красный, святой) угол, где располагались божницы (полки для домовых икон), почётное место хозяина, обеденный стол. Вдоль стен пристраивались широкие лавки. От печи обычно шли два бруса: на одном крепили полати (над входной дверью), на которых спали дети. У входа напротив печи располагалось рабочее место хозяина. На второй брус, от печи к передней стене, навешивали занавесь, отгораживающую рабочее место хозяйки куть. У печи располагался спуск в подполье голбец. Многокомнатные дома состоятельных горожан, крестьян включали комнату для приёма гостей и отдыха хозяев горницу. К дому пристраивали кладовую и сени, последние могли соединяться со скотным двором. Двор имел навес. Усадьбу огораживали, для проезда — прохода в её внутреннее пространство делали широкие ворота и калитки. Усадьба состояла также из амбаров житниц, погребов, летних изб, дровенников и др. пристроек.
Основными сибирскими поселениями Р. были остроги (укреплённые пункты, обнесённые оградой из острых брёвен) и слободы, выполнявшие оборонительные и земледельческие задачи. Тип жилых построек диктовался имущественным цензом старожилов и новопоселян (бедные строили жилища однокамерного и двухчастного типа, богатые и многосемейные — многочастные), сибирскими природными условиями и хозяйственной деятельностью. Старожилами, выходцами из северорусских губерний, осваивались таёжная и северная лесостепная зоны, где имелся строевой лес. Вначале строили зимовья и однокамерные избы, двухчастные строения (изба — сени), затем заменяли их добротными рублеными многочастными жилыми строениями на высоком и среднем по высоте подклете, как было принято на европейском Севере, в Поморье; усадьбы замкнутого типа были с крытым или полукрытым двором (к зиме двор могли закрывать жердями и сеном). В тундре (Березовский уезд) при дефиците строительного материала срубы до половины засыпали землёй, убирая лишние проёмы. Русских промысловиков, занимающихся охотой и рыболовством, удовлетворял минимум хозяйственных построек; жилище соответствовало требованиям экономии, простоты и функциональности
Русские сибиряки сохранили иерархию пространства общерусского жилища (передний — красный угол, печной — женский угол), элементы интерьера: полати, голбец, лавки, стол, иконы. С к. XVIII в. массовым явлением стали «белые» печи с тягой. Совершенствовал
Традиционная одежда. Русская одежда в Средние века отличалась консервативност
Женский наряд составляли сарафан, рубаха, летник. Женская рубаха была более длинной, чем у мужчин; она имела плечевые вставки на рукавах и ворот в сборку, украшавшиеся вышивкой. Ранний сарафан, напр., новгородский, был косоклинным, на смену ему пришёл прямой (сборчатый, на лямках) московский сарафан. В южных областях крестьянки носили понёву, шитую из шерстяной клетчатой ткани. Поверх сарафана надевали кофту с рукавами или без них душегрею и фартук определённого покроя, с украшениями, соответствующими локальным традициям. Древний женский убор — покрывала и плат (замужние женщины обязаны были укрывать волосы); у северянок со временем появились праздничные высокие кокошники, украшенные жемчугом; девушки носили тканевые повязки, платки, венец (в косы вплетали ленты).
Обувь в сельской местности — плетёные лапти (сапоги у мужчин и коты-галоши у женщин были праздничной обувью), в городе носили кожаные поршни, сапоги. Костюм, обувь и головные уборы несли отпечаток территориальных и сословных различий. В костюме крестьян XIX в. всё чаще появлялись городские виды мужской и женской одежды: пальто, плащ, жилет, камзол, брюки, платье, кринолин, картуз, фуражка, шаль, полушалок, сапоги. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. мода теснит традиционную одежду русских: широко внедряются сюртуки, пиджаки, кофты и юбки, платья городского фасона.
Одежда русских старожилов и новопоселенцев, заселивших Тобольскую губернию, определялась тремя факторами: сибирскими природно-климати
У новопоселенцев, прибывших в Сибирь в ХIХ-ХХ вв., бытовала «парочка» — юбка с кофтой: мужчины носили домотканые штаны и рубаху: повседневная обувь — лапти, позже их вытеснили сапоги. Приспосабливаясь к сибирскому климату, новой обстановке, Р. включали в традиционный комплекс одежды иноэтнические элементы, широко использовали заимствованные у самодийских, угорских и тюркоязычных народов меховую одежду (малица, яга — доха, ягушка, парка), головные уборы из меха (малахай,треух), обувь из овечьих, оленьих, собачьих шкур (унты, ичиги, кисы). Малахай в к. XVIII в. русские крестьяне включали в праздничный костюм, носили и в будние дни, в сер. XIX в. он превращается в зимнюю дорожную шапку. В дальнейшем из праздничного комплекса Р. он был исключён из-за несоответствия признакам этноидентификаци
Традиционная пища. Рацион Р. состоял из хлеба (выпекался из ржаной, пшеничной, овсяной и ячменной муки), мучных и крупяных изделий, мясных и рыбных блюд, молока и молочных продуктов, грибов, ягод, орехов, овощей и трав. На рубеже XIX-XX вв. «вторым хлебом» становится картофель. Пища регламентировала
Традиционными блюдами были щи, похлёбки из круп (жидкие блюда), кисели (овсяные или ржаные, гороховые), каши. Повседневным напитком считался квас, приготовленный из муки и пшеничного, ячменного солода; кисель; к праздникам варилось хмельное пиво. Широко бытовала (и бытует в XXI в.) традиционная окрошка на хлебном квасе со свежими огурцами, редиской, редькой, варёным картофелем, измельчёнными яйцами, зелёным и репчатым луком и укропом, заправляемая сметаной. Овощные блюда состояли из свежей и квашеной капусты (она же шла в свежие или кислые щи), моркови, свёклы. Ели пареную репу, варили из неё похлёбку (позже её вытеснил картофель). Использовалось растительное (постное) масло, льняное — на севере, конопляное — на юге России. Потребление мяса ограничивалось постами, оно шло в пищу копчёным, вяленым, в похлёбках и в жарком, в мясных пирогах и студнях. Из свинины готовили ветчину -окорока. В XIX в. ежедневным в русском быту становится чай. Обрядовые блюда: пироги, блины, пасха, крашеные яйца, караваи, пряники (свадебные), куличи, кутья (её готовили для поминок из недроблёных зёрен пшеницы или ячменя, позже — риса, заправляли мёдом сытой).
Р. в Сибири питались традиционно и с учётом местных условий. Знаковым сибирским блюдом Р. становятся пельмени с разными начинками. Летом потребляли больше молока, молочных продуктов в сыром, топлёном, квашеном виде. Зимой молоко замораживали, а в рождественские дни обязательно готовили ставшие ритуальными сырчики — замороженные колобки (или лепёшки) из сладкого творога. На зиму заготавливали рыбу (вялили, сушили), запасались грибами, ягодами, а на севере — кедровыми орехами. Кроме того, на праздничных столах появляются блюда из др. национальных кухонь: плов, шашлыки, манты, спагетти, бутерброды (вместо традиционных пирогов) и др.
Традиционное хозяйство. Ремёсла и производство. Основное занятие Р. в прошлом -сельское хозяйство, промыслы, ремёсла и торговля. Земледелие — основа традиционного хозяйства. Ещё на ранних стадиях стала господствовать паровая зерновая система, отвечающая запросам натурального хозяйства и климату средней полосы европейской России, с двухпольем, трёхпольем; при трёхпольном севообороте на полях сеяли яровой и озимый хлеб, затем оставляли землю под пар. Ближе к XIX в. ориентация сибиряков на товарную продукцию привела к введению монокультур. В лесистых р-нах севера практиковалось лесопольное или подсечно-огневое земледелие (лесистые участки разрабатывались под пашню). В степных р-нах европейской части России развилось залежно-паровое земледелие (поднималась целина для получения урожаев). Возделывались зерновые культуры — рожь, пшеница, яровые культуры — кормовой и пивной ячмень, фуражный овёс. Горох сеяли повсеместно, гречиху — в средней полосе и в Сибири, полбу
(зерно в пищу, но худшего качества, чем пшеница) — в Поволжье и Приуралье. Древнейшие культуры у Р. — лён и конопля (для волокна и масла). Картофель был инокультурой, внедрённой российским правительством в к. XVIII в., он получил широкое распространение как сырьё для выработки крахмала и выгонки спирта и имел большой удельный вес в рационе питания Р. Земледелие плужного типа, главным пахотным орудием была деревянная соха; с XVIII в. известна косуля с более крупным лемехом, плужным отрезом и отвалом. В лесостепной и степной полосе России на тяжёлых землях применялся плуг украинского типа для глубокой обработки почвы, перевёртывания пласта. С к. XIX в. в связи с ростом кооперативов самодельные орудия труда вытесняются кустарными и заводскими (плуги, сеялки, веялки, жнейки и т. д., особенно в местах товарного зерноводства). До этого времени хлеб жали серпом, снимали косой. Мололи зерно на водяных мельницах (известны со времён Киевской Руси, широко стали распространяться с XVI в.) или ветряных мельницах. В XXI в. большинство сельскохозяйств
Наряду с земледелием главными занятиями Р. были также рыболовство, пчеловодство, охота, огородничество. Р., поселившиеся в Западной Сибири, вначале добывали в таёжных р-нах пушнину; с XVII в. в лесостепной зоне начало развиваться земледелие (выращивание ржи, пшеницы, овса, ячменя). Русские поселенцы также занимались огородничеством
Издавна велась добыча и обработка железа. К XVI в. на беломорском побережье, в Поморье, закладывались традиции солеварения, железоделательно
Развивался скорняжный промысел (валяние валенок, выделка звериных шкур и овчины), народные промыслы, напр., тобольская резная кость, изготовление которой известно с нач. XVIII в. и превратилось во 2-й пол. XIX в.
в народный художественный промысел. До настоящего времени важное хозяйственное значение имеют промысловая охота, рыболовство, в южных р-нах — животноводство. Сибирские промыслы: сбор кедровых орехов и добывание лиственничной серы.
Социальная организация. У Р. длительно охранялись большесемейные патриархальные традиции. Большая семья состояла из нескольких семейных нар, совместно владевших имуществом, объединённых хозяйственной деятельностью, жильём и столованием. Во главе большой семьи стоял старший мужчина — большак (его жена — большуха). В XVIII в. в связи с ослаблением традиций натуралыюго хозяйства началось дробление большесемейных объединений на самостоятельные единицы — семьи. Малая семья состояла из двух поколений — родителей и их детей.
Миграция этноса на территорию Тюменской области. Первыми на север Западной Сибири для торговли, пушного промысла и сбора дани в XI в. проникли новгородцы. В XV в. состоялось несколько военных походов за Урал (1465, 1472, 1482, 1499, 1500 гг.). Поход дружины Ермака в 1581 г. положил начало присоединению Сибири к Московскому государству. Колонизация края была вольной и правительственно
Состав русского населения, проживающего в Западной Сибири, неоднороден и по времени переселения делится на старожилов и новопоселенцев — представителей различен по историко-культур
С к. XVII в. зафиксирована государственно регулируемая миграция пашенных (черносошных) крестьян из Поморья, Верхнего Поволжья и Среднего Урала. Крестьянское население края интенсивно формировалось правительством: в 1840-1850 гг. из малоземельных губерний в Тобольскую губернию было отправлено до 50 тыс. крестьян, ставших в Сибири государственными
На рубеже XVIII-XIX вв. затухает процесс переселения Р. из северных европейских р-нов России, появляются переселенцы из Воронежской, Курской, Орловской губерний. В 1-й пол. XIX в. поток переселенцев (теперь уже новопоселенцев) увеличивается: Р. едут в Западную Сибирь из Смоленской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской и др. губерний. После отмены крепостного права крестьяне европейской части России получили больше возможности для переселения в Сибирь. К новопоселенцам относятся компактные группы выходцев из западнорусских (Брянской), южнорусских (Орловской, Воронежской, Тульской, Курской) и др. губерний. На рубеже XIX-XX вв. благодаря построенной на территории Западной Сибири Транссибирской магистрали заселялась южная лесостепная зона.
Численность. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Тюменской области проживало 2 352 063 русских (82,38% населения).
Национально-куль
Лит.: Голодников К.М. Тобольская губерния накануне 300- летия годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1881; Вильчко Я. 375 лет Тюмени. Тюмень, 1961; Народное хозяйство Тюменской области за 50 лет Советской власти: Стат. сб. Омск, 1967; Из истории промышленного развития Тюменской области: Сб. документов. Свердловск, 1988; Бирюков В.П. Годы и люди земли Тюменской: В 3 ч. Тюмень, 2000; Алексеева Л.В. Экономическое развитие Обь-Иртышского Севера в 1917—1941 гг.: Трансформация хозяйственного уклада. Екатеринбург, 2003; Административно-