Русские (общая информация)

Май 13, 2013

Этноним — русские, ед. ч. русский (муж. род), русская (жен. род). Самоназвание — рус​ские; соотносится с названием восточнославянского государства Русь, наряду с которым в памятниках древнерусской письменности употреблялось наименование «Русская земля» («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, XI в., летопись «Повесть времен​ных лет», XII в. и др. источники). Антропологические особенности. Р. относятся к различным вариантам большой евро​пеоидной расы. Варианты возникли […]

Этноним — русские, ед. ч. русский (муж. род), русская (жен. род). Самоназвание — рус​ские; соотносится с названием восточнославянского государства Русь, наряду с которым в памятниках древнерусской письменности употреблялось наименование «Русская земля» («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, XI в., летопись «Повесть времен​ных лет», XII в. и др. источники).

Антропологические особенности. Р. относятся к различным вариантам большой евро​пеоидной расы. Варианты возникли в ходе формирования историко-этнической террито​рии русского народа, миграции славянского населения и процесса ассимиляции: в рус​скую этническую среду вливались представи​тели балтских, финно-угорских, тюркских и др. племён и народов. Физические черты сла​вян сложились на стыке североевропеоидной (длинноголовой, светлопигментированной) и южноевропеоидной (круглоголовой, тёмно- пигментированной) рас. В результате слож​ного этногенеза антропологический облик Р. приобрёл специфические черты: Р. — длинно​головые, узколицые, светлоглазые (глаза рас​полагаются ближе к переносью, чем, напр., у монголоидов), у них преобладает светлая кожа, прямые, мягкие, преимущественно светлые (русые) волосы, прямой нос.

Территория проживания — Российская Федерация (столица — г. Москва). Числен​ность в Российской Федерации — 115 889 107 чел. (2002 г.), 111 020 000 чел. (2010 г.) Русские составляют значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии,  Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркмении. Крупные диаспоры русских есть в США, Канаде, Бразилии, Германии и других странах.

Этногенез и этническая история. В VI-VII вв. общеславянская народность занимала обширные земли от Адриатического моря на юго-западе до верховьев р. Днепр и оз. Иль​мень на северо-востоке. В последующие века славянское этноязыковое единство распада​ется на три ветви, одна из которых — восточные славяне (древнерусская народность). История русского народа связана с эпохой становле​ния древнерусского государства, когда в IX в. в результате объединения восточнославянс​ких племён (вятичей, древлян, дреговичей, кривичей, полян, радимичей и др.) возникла Киевская Русь. Укрепление великокняжеской власти сопровождалось вхождением в состав государства угро-финских, балтских и тюрк​ских племён.

Русский народ сложился на базе двух основных этнических компонентов: славянс​кого генотипа с языком и культурой восточ​ного славянства, послужившими основой рус​ского языка и русской культуры; угро-финс​кого субстрата, оказавшего определённое вли​яние на формирование физических черт рус​ских людей, на их традиционные верования. Р. длительное время проживали чересполосно с угро-финскими племенами (весь, мурома, мещера, меря, голядь балтийского происхож​дения) в Волжско-Окском междуречье.

Перемещение политического центра Руси севернее и северо-восточнее Киева, объеди​нение с к. XIII в. русских земель вокруг Мос​квы привели к формированию ядра русского этноса и его этнического ареала на террито​рии Восточной Европы. Этот процесс завер​шается выделением из древнерусской народ​ности русского народа, освоением Поморья (территории, расположенной в бассейнах pp. Северная Двина, Онега, Печора) и земель вплоть до Уральских гор, становлением к нач. XVII в. централизованного госу​дарства. Освоение русскими переселенцами территории всей Восточно-Европейской рав​нины, Приазовья, Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Даль​него Востока завершило формирование этни​ческого пространства Р.

Язык. Письменность. Русский язык — государственный язык Российской Федера-​

Ции и родной — русского народа. Принадлежит к наиболее распространённым языкам мира; является средством межнаци​онального общения народов России и стран СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков ООН. Относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи (восточ​нославянская подгруппа). Русский алфавит сформировался на основе старославянской азбуки кириллицы, созданной просветите​лями Кириллом и Мефодием из греческого уставного письма (с добавлением букв для славянских фонем). Он прошёл длительный путь усовершенствования, связанный с упро​щением написания букв и печатной графики, узакониванием новых правил орфографии.

Становление русского языка охватывает несколько периодов: VII-XIV вв. — древне​русский (восточнославянский), уходящий корнями в протославянский язык, характе​ризующийся полногласием (берёза, железо), исконной лексикой (радуга, куст, дешёвый) и др. чертами; на его основе в X в. возни​кает письменность с алфавитом на основе кириллицы, её графическими разновиднос​тями были с X в. — устав, с XIV в. — полуус​тав, с к. XIV в. -скоропись, применявшаяся в деловых документах и бытовой переписке. Влияние разговорной речи привело к сло​жению русского извода старославянского языка -церковнославянского языка, выпол​нявшего в эпоху Средневековья у славянс​ких народов роль литературного языка, что в конечном итоге привело к литературному двуязычию в Киевской Руси (в церковной литературе и богослужебной практике — цер​ковнославянский язык, в светской литературе и в повседневной речи — древнерусский). Древнерусский язык, сложившийся на основе киевского койне, заимствовал из церковного языка абстрактную лексику и фразеологию, терминологию из области культуры, науки, просвещения, христианской религии (сущес​тво, бытие, время, сознание, ложь во спасе​ние, земля обетованная, иже с ним и т. п.). Следует учитывать и тесные языковые кон​такты с балтскими, тюркскими и угро-фин​скими племенами и народами, оказавшими в период существования Киевской Руси и в дальнейшем влияние на древнерусский и рус​ский языки. Светская письменность, деловая и бытовая речь обогащаются благодаря вли​янию народного поэтического творчества. В XI-XIV вв. в древнерусском языке произошли изменения общеславянского характера: утрата редуцированных ъ и ь (XII—XIII вв.), образо​вание основных типов склонения, исчезно​вение некоторых форм прошедшего времени глагола (имперфект, аорист) и др.

В связи с феодальной раздробленностью, усилившей диалектные различия, и распадом древнерусской народности утратил единство и древнерусский язык, из которого выделились три близкородственных и вместе с тем само​стоятельных языка — русский, украинский и белорусский. От киевской эпохи наследу​ется литературное двуязычие. На территории Московской Руси (XIV-XVII вв.) оформи​лись две диалектные зоны — севернорусское и южнорусское наречия. В среднерусских говорах ведущую позицию стал занимать говор Москвы — столицы централизованного Русского государства. Фонетический и грам​матический строй языка приблизился к сов​ременному языку. Вместе с тем для письмен​ного языка характерно отсутствие единых устойчивых норм.

Становление русского языка начинается с XVII в.; в период сложе​ния русской нации этот процесс характеризу​ется преодолением языковой архаики, стилис​тической пестроты, литературного двуязычия (сближение литературного языка с разговор​ным), тенденцией к выработке единых норм. «Печатная» культура сменяет рукописную традицию, литература, письменность ста​новятся светскими, а церковная литература обслуживает сферу религиозной обрядности. В 1708 г. произошло разделение гражданского ицерковнославянского алфавита. На фоне просвещения, реформ и научно-технических потребностей интенсивно развивается специальная терминология, фонд которой теперь постоянно пополняется из европейских и азиатских язы​ков (в нач. XVIII в. терминология заимс​твовалась из немецкого языка; во 2-й пол. XVIII-XIX вв. — из французского языка, а с сер. XX в. она заимствуется преимущественно из английского языка). В XVIII в. лексическая и стилистическая пестрота потребовала выра​ботки единых норм литературного языка (тео​рия и практика М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Н. М. Карамзина и др.)

Создание русского литературного языка с общенациональными нормами происхо​дило в XIX — нач. XX вв. Эпоху современ​ного русского литературного языка открывает творчество А. С. Пушкина, который, взяв за основу русский народный язык, объединил в целостную систему разнообразные языковые слои (народный разговорный, церковносла​вянский, западноевропейский). С пушкинской эпохи начинают складываться функциональ​ные стили (художественный, публицистичес​кий, научный и др.), литературные нормы — фонетические, грамматические и лексичес​кие, при этом лексический фонд постоянно обогащается. В развитие русского литератур​ного языка большой вклад в XIX в. внесли писатели А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Досто​евский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др., в XX в. — общественные деятели, представи​тели науки и культуры, театра, радио, телеви​дения, СМИ.

Современный русский язык представлен рядом стилистических, диалектных и др. раз​новидностей, объединённых фонетической и грамматической системой, базовым сло​варным составом. Их общим регулятивным механизмом является литературный язык в его письменной и устной формах.

Духовная культура. Духовные доминанты русской культуры сложились исторически; её многовариантность и целостность центри​руется общерусской (духовноцентричной) картиной мира, ментальными традициями (понятие «русской души»), идеями коллек​тивизма (многовековой общинный склад быта и бытия) и «соборности» (мистическое восприятие мира как единого универсума, причастность ему отдельной личности), воп​лотившимися в народной и православной культуре, в традиционном искусстве русского народа. Русский фольклор, с одной стороны, корнями уходит в языческую космоцентри​ческую религию восточных славян, которую называют «солнечной», «живой», с другой стороны, он испытал влияние христианского мировоззрения, формирование жанровой системы русского фольклора произошло в Средневековье. Распространён героический эпос о былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др., охраняющих Русскую землю. Сказочная и несказочная проза (исторические предания и топонимические легенды, народные хрис​тианские легенды, былички и др. жанры) удовлетворяла (как и более поздние, бытую​щие со 2-й пол. XVI в., исторические песни о Пугачёве, Разине, Ермаке) потребностям исторического самосознания, мистическомувосприятию всего окружающего мира — оду​шевлённого и целостного во всех его прояв​лениях. Народная мудрость (с пониманием ценностного «многоголосия» самой жизни и её духовной составляющей) транслировалась в малых жанрах — пословицах, поговорках, загадках. Ранние восточнославянские пре​дания и легенды оказали влияние на древне​русское летописание («Повесть временных лет»). Иная сторона фольклора — осмеиваю​щий социальные пороки сатирический театр «Петрушка» — явление русской народно-теат​ральной, ярмарочной праздничной площади, на которой все русские люди, независимо от ранга и сословной принадлежности, были равны перед народным многоголосием и сме​хом. В настоящее время жанры и виды фоль​клора распространены в русской городской и сельской среде; некоторые жанры утрачивают активное бытование или исчезают, напр., былины, исторические песни.

Рождественско-новогодний цикл обрядов, приуроченный к периоду зимнего солнцево​рота, назывался святками и наполнялся обря​дами, направленными на обеспечение плодо​родия и благополучия в новом году (рождес​твенское и новогоднее колядование и др.). В период между Новым годом и Крещением девушки гадали, пели песни, практиковалось ряженье. Цикл обрядов завершался в рамках православной обрядности Крещением с обя​зательным крестным ходом на «Иордань», т. е. к специально подготовленной на местном водоёме проруби, символизирующей Креще​ние Христа (шли за святой водой, при этом крепкие мужчины купались в ледяной воде). Праздники весеннего цикла открывала Масле​ница, предшествовавшая длительному посту и Пасхе. Масленица — весёлое гуляние, сохра​нившее атрибуты двух древних культов — пло​дородия и почитания предков, покровительс​твующих живым родичам в изобилии, процве​тании, поэтому на Масленицу обязательной была праздничная обильная и жирная еда: блины, мясные блюда и др. Русские забавы в дни Масленицы: катание с горок, хожде​ние в гости на блины, игры в снежки, «взятие снежного городка». Для встречи весны пекли из теста булочки в виде птиц («жаворонки»), совершали др. обрядовые действия, напр., окуривали домашний скот (оберег). В Пас​хальную неделю Р. «христосовались», обменивались поцелуями и дарили друг другу пас​хальные яйца, молодёжь устраивала массо​вые игры (лапта, городки), водила хороводы. В конце весеннего цикла была Троица (50-й день от Пасхи), означавшая переход к лету. В это время гуляли в лугах и лесах, украшали церкви и дома растительностью, берёзовыми метками. В XIX в. отмечали ещё и женский праздник Семик (он приходился на четверг перед Троицей), завершавшийся пиром. Летняя купальская обрядность (дни праздника Ивана Купалы) включала разжигание костров, игры с обливанием водой, символические похороны Костромы, собирание целебных трав. Цикл заканчивался Петровым днём (29 июня по старому стилю): впереди ожидалась летняя страда и осенний сбор урожая.

На рубеже XX-XXI вв. в связи с изменени​ями, произошедшими в общественной жизни страны: устранением запретов, существовав​ших в советское время, появлением в большом количестве литературы по «белой» и «чёрной» магии и т. д., активно проявляет себя практика договоров — традиционных («присушки», «на измену» и т.д.) и новых, актуальных («заговоры на торговлю»), большое значение приобретают лечебные заговоры. Многие традиционные обряды модернизируются, как и вводятся новые — под воздействием общемировых, в т.ч. глобализационных процессов.

Религия – традиционно — православные, в т. ч. староверы / старообрядцы / «двоедане», хотя число воцерковленных небольшое. Среди Р. есть атеисты, католики, протестанты, мусульмане и др. Православие в византийской традиции утвердилось в Киевской Руси в 988 г., наследовалось Московской Русью и Россий​ской империей в качестве господствующей религии.

Сибирская и Тобольская епархия создана в 1620 г. Введение епархии (некоторое время — митрополии), строительство храмов и монастырей решало многие задачи, в т.ч. миссионерские.

В 1887 г. православными считали себя 70% населения Тобольской губернии. На террито​рии губернии сформировался культ местных чудотворных икон, где наиболее известной и почитаемой является «Абалакская икона Божией Матери» («Богоматерь Знамение Абалацкая»), которая во время гражданской войны оказалась за рубежом. Восстановление православных традиций подтверждается ростом православных приходов на юге Тюменской области (в 2012 г. — ). Кафедральные храмы — Софийский Успенский (в Тобольске) и Знаменский собор (в Тюмени).

Материальная культура. Традицион​ные поселения — остроги — укреплённые пункты, небольшие крепости, обнесённые оградой из брёвен-кольев; города — административно-культурные центры с мещанским, торговым, крестьянским и ремесленным людом, с укреплённым цен​тром, который радиально или концентричес​кими кругами окружали улицы; сёла — круп​ные крестьянские поселения с церковью, площадью для общинного схода; слободы — . XII в. поселения с хозяйственной и военно-государственной функцией, население которых позднее стало освобождаться от повинностей; погосты -административно-культур​ные центры групп деревень, с храмом и приходом; деревни -небольшие крестьянские поселения; починки, выселки — мелкие поселения, разрастающиеся затем в крупные. Пла​нировка сельских поселений соответствовала хозяйственной деятельности и социальной структуре общества с общинным землевладе​нием: в больших селениях усадьбы крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, центри​ровались вокруг церкви, площади, волостного правления, где располагались также школы, лавки и дома зажиточных селян. Отдельно от домов на свободном месте стояли риги, овины; бани располагались ближе к воде; на открытом пространстве устанавливалась для общего пользования ветряная мельница. Боль​шинство жилых и общественных построек Р. возводили из дерева.

Традиционное жилище в деревне и городе — усадьба с жилым домом и хозяйс​твенными постройками. В северных и цент​ральных р-нах России преобладал сруб, на юге -землянка, наземная постройка с гли​нобитным полом. Печи длительное время не имели дымоходов и труб. Из камня и кирпича вначале возводились некоторые храмы и кре​пости, в XV-XVII вв. получили распростра​нение жилые двухэтажные (из кирпича + дерева) дома, принадлежав​шие купцам и зажиточным крестьянам.

Типичным жильём крестьян была изба, значительную часть которой занимала печь, напротив (по диагонали) от неё находился чистый передний (красный, святой) угол, где располагались божницы (полки для домовых икон), почётное место хозяина, обеденный стол. Вдоль стен при​страивались широкие лавки. От печи обычно шли два бруса: на одном крепили полати (над входной дверью), на которых спали дети. У входа напротив печи располагалось рабо​чее место хозяина. На второй брус, от печи к передней стене, навешивали занавесь, отго​раживающую рабочее место хозяйки куть. У печи располагался спуск в подполье голбец. Многокомнатные дома состоятельных горо​жан, крестьян включали комнату для приёма гостей и отдыха хозяев горницу. К дому при​страивали кладовую и сени, последние могли соединяться со скотным двором. Двор имел навес. Усадьбу огораживали, для проезда — прохода в её внутреннее пространство делали широкие ворота и калитки. Усадьба состояла также из амбаров житниц, погребов, летних изб, дровенников и др. пристроек.

Основными сибирскими поселениями Р. были остроги (укреплённые пункты, обнесённые оградой из острых брёвен) и слободы, выполнявшие оборонительные и земледельческие задачи. Тип жилых построек диктовался имущественным цензом старожи​лов и новопоселян (бедные строили жилища однокамерного и двухчастного типа, богатые и многосемейные — многочастные), сибирс​кими природными условиями и хозяйствен​ной деятельностью. Старожилами, выход​цами из северорусских губерний, осваивались таёжная и северная лесостепная зоны, где имелся строевой лес. Вначале строили зимо​вья и однокамерные избы, двухчастные стро​ения (изба — сени), затем заменяли их добро​тными рублеными многочастными жилыми строениями на высоком и среднем по высоте подклете, как было принято на европейском Севере, в Поморье; усадьбы замкнутого типа были с крытым или полукрытым двором (к зиме двор могли закрывать жердями и сеном). В тундре (Березовский уезд) при дефиците строительного материала срубы до половины засыпали землёй, убирая лишние проёмы. Русских промысловиков, занимающихся охо​той и рыболовством, удовлетворял минимум хозяйственных построек; жилище соответс​твовало требованиям экономии, простоты и функциональности; усадьбы не огоражива​лись. В южной лесостепной полосе, осваи​ваемой позднее (Ишимский уезд), в жилых и хозяйственных строениях вначале разви​вались среднерусские и южнорусские тра​диции, определяемые экономией строитель​ного леса: кровельными материалами могли быть береста, дёрн, даже солома, а жильё строилось на низком подклете; применялись берёзовые брёвна. В XVIII в. на территориях первоначального переселения уже доминиро​вали двухчастные комплексы (изба — сени), что обеспечивало теплоизоляцию жилья в суровых сибирских морозах. В лесостепной полосе в XVIII в. почти половину всех пост​роек составляли трёхчастные жилища: изба — сени — горница.

Русские сибиряки сохранили иерархию пространства общерусского жилища (пере​дний — красный угол, печной — женский угол), элементы интерьера: полати, голбец, лавки, стол, иконы. С к. XVIII в. массовым явлением стали «белые» печи с тягой. Совершенствова​лась архитектоника сибирских домов: появи​лись пятистенки, шестистенки, крестовики. В XIX в. сельские поселения заимствуют городские новшества. Вместо полатей появи​лись кровати. Лавки, скамьи в горнице сменя​ются диванчиками; она наполняется мебелью, зеркалами, шкафами. Сибирский дом был призван демонстрировать радивость и состо​ятельность хозяев: пол устилали ткаными дорожками, стол накрывался скатертью, само​тканым узорочьем, на подоконниках, в про​стенках устанавливались горшки с цветами.

Традиционная одежда. Русская одежда в Средние века отличалась консерва​тивностью. Общерусский мужской костюм (с учётом северорусского варианта) состоял из штанов, штанов с широким шагом портов, туникообразной рубахи, подвязанной поясом, с разрезом ворота посередине груди (позже сменилась короткой косовороткой с разре​зом ворота слева). Верхняя мужская тканевая одежда — однобортные кафтаны зипун, армяк, шабур. Меховая одежда — свита, кожух, шуба, полушубок, тулуп — защищала от холода; мужской головной убор — валянная из шерсти щапка, позднее её сменил картуз.

Женский наряд составляли сарафан, рубаха, летник. Женская рубаха была более длинной, чем у мужчин; она имела плечевые вставки на рукавах и ворот в сборку, укра​шавшиеся вышивкой. Ранний сарафан, напр., новгородский, был косоклинным, на смену ему пришёл прямой (сборчатый, на лямках) московский сарафан. В южных областях крестьянки носили понёву, шитую из шерстя​ной клетчатой ткани. Поверх сарафана наде​вали кофту с рукавами или без них душегрею и фартук определённого покроя, с украше​ниями, соответствующими локальным тра​дициям. Древний женский убор — покрывала и плат (замужние женщины обязаны были укрывать волосы); у северянок со временем появились праздничные высокие кокошники, украшенные жемчугом; девушки носили тка​невые повязки, платки, венец (в косы впле​тали ленты).

Обувь в сельской местности — плетёные лапти (сапоги у мужчин и коты-галоши у женщин были праздничной обувью), в городе носили кожаные поршни, сапоги. Костюм, обувь и головные уборы несли отпечаток тер​риториальных и сословных различий. В кос​тюме крестьян XIX в. всё чаще появлялись городские виды мужской и женской одежды: пальто, плащ, жилет, камзол, брюки, платье, кринолин, картуз, фуражка, шаль, полушалок, сапоги. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. мода тес​нит традиционную одежду русских: широко внедряются сюртуки, пиджаки, кофты и юбки, платья городского фасона.

Одежда русских старожилов и новопосе​ленцев, заселивших Тобольскую губернию, определялась тремя факторами: сибирс​кими природно-климатическими условиями; традициями, привнесёнными с территорий европейской России, и контактами с корен​ными народами — ханты, манси, ненцами — на северо-западе региона, татарами — в Тобольском регионе, казахами — на юге губернии. В натуральном хозяйстве повседневную одежду (для труда) шили сами женщины. На ткацких станках из льна и конопли ткали холсты. Из шкур животных выделывали меха, кожи и замшу. Из шерсти ткали, валяли сукно. У женщин в старожильческих семьях преобладал северорусский костюм: льняная (конопляная) рубаха, домотканый или ситцевый сарафан, кокошник или кичка(повседневным оставался платок); обувь — кожаные черки, праздничные кгтннки; поверх сарафана надевали фартук.

У новопоселенцев, прибывших в Сибирь в ХIХ-ХХ вв., бытовала «парочка» — юбка с кофтой: мужчины носили домотканые штаны и рубаху: повседневная обувь — лапти, позже их вытеснили сапоги. Приспосабливаясь к сибирскому климату, новой обстановке, Р. включали в традиционный комплекс одежды иноэтнические элементы, широко использовали заимствованные у самодийских, угорских и тюркоязычных народов меховую одежду (малица, яга — доха, ягушка, парка), головные уборы из меха (малахай,треух), обувь из овечьих, оленьих, собачьих шкур (унты, ичиги, кисы). Малахай в к. XVIII в. русские крестьяне включали в праздничный костюм, носили и в будние дни, в сер. XIX в. он превращается в зимнюю дорожную шапку. В дальнейшем из праздничного комплекса Р. он был исключён из-за несоответствия при​знакам этноидентификации. Старообрядцы вообще не носили малахай; у них бытовали древние виды одежды и обуви:епанечка, кунтыш, однорядка, пониток, высокая мужская шапка, поршни. Переселенцы как бы заново «изобрели» валяную обувь пимы (сибиризм), их носили уже в 1-й пол. XVIII в., а в повсед​невный обиход на европейской территории страны валенки вошли в XIX в. Мужским зимним головным убором становится шапка ушанка. Сибиряки были хорошо обеспечены зимней одеждой и обувью; их костюмы отве​чали требованиям добротности, практичности и красоты.

Традиционная пища. Рацион Р. состоял из хлеба (выпекался из ржаной, пше​ничной, овсяной и ячменной муки), мучных и крупяных изделий, мясных и рыбных блюд, молока и молочных продуктов, грибов, ягод, орехов, овощей и трав. На рубеже XIX-XX вв. «вторым хлебом» становится картофель. Пища регламентировалась конфессиональными тра​дициями вплоть до нач. XX в. Круглые хлеба из кислого теста выпекали в русской печи на поду, в основном это был хлеб из ржаной муки. Пекли пироги с начинками, оладьи, блины, к праздникам — сдобные пироги.

Традиционными блюдами были щи, пох​лёбки из круп (жидкие блюда), кисели (овся​ные или ржаные, гороховые), каши. Повсед​невным напитком считался квас, приготовлен​ный из муки и пшеничного, ячменного солода; кисель; к праздникам варилось хмельное пиво. Широко бытовала (и бытует в XXI в.) традиционная окрошка на хлебном квасе со свежими огурцами, редиской, редькой, варё​ным картофелем, измельчёнными яйцами, зелёным и репчатым луком и укропом, заправ​ляемая сметаной. Овощные блюда состояли из свежей и квашеной капусты (она же шла в свежие или кислые щи), моркови, свёклы. Ели пареную репу, варили из неё похлёбку (позже её вытеснил картофель). Использовалось растительное (постное) масло, льняное — на севере, конопляное — на юге России. Потребление мяса ограничивалось постами, оно шло в пищу копчёным, вяленым, в похлёбках и в жарком, в мясных пирогах и студнях. Из сви​нины готовили ветчину -окорока. В XIX в. ежедневным в русском быту становится чай. Обрядовые блюда: пироги, блины, пасха, кра​шеные яйца, караваи, пряники (свадебные), куличи, кутья (её готовили для поминок из недроблёных зёрен пшеницы или ячменя, позже — риса, заправляли мёдом сытой).

Р. в Сибири питались традиционно и с учё​том местных условий. Знаковым сибирским блюдом Р. становятся пельмени с разными начинками. Летом потребляли больше молока, молочных продуктов в сыром, топлёном, ква​шеном виде. Зимой молоко замораживали, а в рождественские дни обязательно готовили ставшие ритуальными сырчики — заморожен​ные колобки (или лепёшки) из сладкого тво​рога. На зиму заготавливали рыбу (вялили, сушили), запасались грибами, ягодами, а на севере — кедровыми орехами. Кроме того, на праздничных столах появляются блюда из др. национальных кухонь: плов, шашлыки, манты, спагетти, бутерброды (вместо тради​ционных пирогов) и др.

Традиционное хозяйство. Ремёсла и производство. Основное занятие Р. в прошлом -сельское хозяйство, промыслы, ремёсла и торговля. Земледе​лие — основа традиционного хозяйства. Ещё на ранних стадиях стала господствовать паро​вая зерновая система, отвечающая запросам натурального хозяйства и климату средней полосы европейской России, с двухпольем, трёхпольем; при трёхпольном севообороте на полях сеяли яровой и озимый хлеб, затем оставляли землю под пар. Ближе к XIX в. ори​ентация сибиряков на товарную продукцию привела к введению монокультур. В лесистых р-нах севера практиковалось лесопольное или подсечно-огневое земледелие (лесистые учас​тки разрабатывались под пашню). В степных р-нах европейской части России развилось залежно-паровое земледелие (поднималась целина для получения урожаев). Возделы​вались зерновые культуры — рожь, пшеница, яровые культуры — кормовой и пивной ячмень, фуражный овёс. Горох сеяли повсеместно, гречиху — в средней полосе и в Сибири, полбу

(зерно в пищу, но худшего качества, чем пшеница) — в Поволжье и Приуралье. Древ​нейшие культуры у Р. — лён и конопля (для волокна и масла). Картофель был инокультурой, внедрённой российским правительством в к. XVIII в., он получил широкое распростра​нение как сырьё для выработки крахмала и выгонки спирта и имел большой удельный вес в рационе питания Р. Земледелие плужного типа, главным пахотным орудием была дере​вянная соха; с XVIII в. известна косуля с более крупным лемехом, плужным отрезом и отва​лом. В лесостепной и степной полосе России на тяжёлых землях применялся плуг украин​ского типа для глубокой обработки почвы, перевёртывания пласта. С к. XIX в. в связи с ростом кооперативов самодельные орудия труда вытесняются кустарными и заводскими (плуги, сеялки, веялки, жнейки и т. д., осо​бенно в местах товарного зерноводства). До этого времени хлеб жали серпом, снимали косой. Мололи зерно на водяных мельницах (известны со времён Киевской Руси, широко стали распространяться с XVI в.) или ветря​ных мельницах. В XXI в. большинство сель​скохозяйственных работ механизировано.

Наряду с земледелием главными заняти​ями Р. были также рыболовство, пчеловодс​тво, охота, огородничество. Р., поселившиеся в Западной Сибири, вначале добывали в таёж​ных р-нах пушнину; с XVII в. в лесостепной зоне начало развиваться земледелие (выращи​вание ржи, пшеницы, овса, ячменя). Русские поселенцы также занимались огородничест​вом, разводили домашних животных.

Издавна велась добыча и обработка железа. К XVI в. на беломорском побережье, в Помо​рье, закладывались традиции солеварения, железоделательной промышленности, куз​нечного ремесла, пушной добычи и морских промыслов. С XVIII в. видное место в хозяйс​твенной деятельности Р. принадлежит круп​ному производству, в первую очередь горно​заводскому.

Развивался скорняжный промысел (валяние валенок, выделка звериных шкур и овчины), народные промыслы, напр., тобольская резная кость, изготовление которой известно с нач. XVIII в. и превратилось во 2-й пол. XIX в.

в народный художественный промысел. До настоящего времени важное хозяйственное значение имеют промысловая охота, рыбо​ловство, в южных р-нах — животноводство. Сибирские промыслы: сбор кедровых орехов и добывание лиственничной серы.

Социальная организация. У Р. длительно охранялись большесемейные патриархаль​ные традиции. Большая семья состояла из нескольких семейных нар, совместно владе​вших имуществом, объединённых хозяйственной деятельностью, жильём и столованием. Во главе большой семьи стоял старший мужчина — большак (его жена — большуха). В XVIII в. в связи с ослаблением традиций натуралыюго хозяйства началось дробление большесемейных объединений на самостоятельные единицы — семьи. Малая семья состояла из двух поколений — родителей и их детей.

Миграция этноса на территорию Тюменской области. Первыми на север Западной Сибири для торговли, пушного промысла и сбора дани в XI в. проникли новгородцы. В XV в. состоялось несколько военных походов за Урал (1465, 1472, 1482, 1499, 1500 гг.). Поход дружины Ермака в 1581 г. положил начало присоединению Сибири к Москов​скому государству. Колонизация края была вольной и правительственной, преследуя две цели: торгово-промысловую и земледельческую. Первыми переселенцами были военные люди -казаки и стрельцы. Самостоятельно заселяли край крестьяне и промысловики-охотники; он пополнялся русскими вольными людьми, беглыми холопами и ссыльными. После церковного раскола XVII в. к местным старообрядцам прибыли «беглые», сформировав на берегах р. Исеть один из четырёх центров старообрядчества Урало-Сибирского региона.

Состав русского населения, проживающего в Западной Сибири, неоднороден и по времени переселения делится на старожилов и новопоселенцев — представителей различ​ен по историко-культурным корням групп. Старожилов называют коренными сибиряками,чалдонами, а за поздними переселенцами закрепились наименования самоходы, расейцы, лапотники. Формирование русского старожильческого населения происходило в к. XVI -нач. XIX вв.: на рубеже XVI-XVII вв. из Поморья, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской губерний мигрировав​шие в числе др. народов Р. создавали в таёж​ной полосе Западной Сибири поселения. Пополнялся состав Р. крещеными и ассимилированными представителями различных этносов.

С к. XVII в. зафиксирована государственно ​регулируемая миграция пашенных (черно​сошных) крестьян из Поморья, Верхнего Поволжья и Среднего Урала. Крестьянское население края интенсивно формировалось правительством: в 1840-1850 гг. из малоземель​ных губерний в Тобольскую губернию было отправлено до 50 тыс. крестьян, ставших в Сибири государственными, в конечном итоге они составили 90% населения края.

На рубеже XVIII-XIX вв. затухает про​цесс переселения Р. из северных европейских р-нов России, появляются переселенцы из Воронежской, Курской, Орловской губерний. В 1-й пол. XIX в. поток переселенцев (теперь уже новопоселенцев) увеличивается: Р. едут в Западную Сибирь из Смоленской, Тамбовс​кой, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской и др. губерний. После отмены крепостного права крестьяне европейской части России получили больше возможности для переселения в Сибирь. К новопоселен​цам относятся компактные группы выходцев из западнорусских (Брянской), южнорусских (Орловской, Воронежской, Тульской, Курс​кой) и др. губерний. На рубеже XIX-XX вв. благодаря построенной на территории Запад​ной Сибири Транссибирской магистрали засе​лялась южная лесостепная зона.

Численность. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Тюменской области про​живало 2 352 063 русских (82,38% населения).

Национально-культурное объединение на территории Тюменской области: Тюменская областная общественная организация « Общество русской культуры» (г. Тюмень).

Лит.: Голодников К.М. Тобольская губерния накануне 300- летия годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1881; Вильчко Я. 375 лет Тюмени. Тюмень, 1961; Народное хозяйство Тюменской области за 50 лет Советской власти: Стат. сб. Омск, 1967; Из истории промышленного развития Тюменской области: Сб. до​кументов. Свердловск, 1988; Бирюков В.П. Годы и люди земли Тюменской: В 3 ч. Тюмень, 2000; Алексеева Л.В. Экономическое развитие Обь-Иртышского Севера в 1917—1941 гг.: Трансформация хозяйственного уклада. Екатеринбург, 2003; Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003; Большая Российская энциклопедия. М., 2004; Большая Тюменская энциклопедия: В 3 т. Тюмень, 2004; Природ​ные ресурсы Тюменской области. 1999. Тюмень, 2004; Тюменская область. Природа. История. Экономика. Культура. Тюмень, 2004; Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М., 2006; Тюменская область: народы, языки, культуры /Под ред. докт. филол. наук, проф И.С.Карабулатовой – Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2007.